|
Стихотворением в прозе можно назвать произведение алтайского автора Вероники Лебедевой «Мой лес»: «Лес для меня – это, прежде всего, тайна. Он всегда таит неизвестность в своих недрах, и, едва ступив под его сень, скрытую от чужих глаз, чувствуешь, как веет чем-то неизведанным… Я всегда замираю у лесного порога в преддверии предстоящего приключения.» И ещё не менее искренние, захватывающие дух строки: «Сливаясь с природой в единое целое, я ощущала себя ее частью и дышала в унисон с нею, мой пульс бился в такт пульсу земли, и песня ветра звучала в моём сердце, когда я неслась босиком по зелёной бархатистой траве, по пути отвешивая поклон каждому дереву и улыбаясь каждой птахе…» Читается эта лирика на одном дыхании и зримы картины, и волнующи чувства, и радостно, что на одной планете с тобой живёт, мыслит и так вдохновенно живописует родной лес, родную природу, родной край человек – твой современник.
И грустно: провалилась в бездну поговорка «где родился, там и пригодился», и человек сегодня сродни перекати-полю. Это первое, что выносишь из чтения рассказа, о котором пойдет речь ниже. Литература и искусство Алтая представлены во Всемирной сети достаточно многогранно, символизируя творческие импульсы Времени.
Герои рассказа «В отпуск с Северу» алтайского прозаика Виктора Ружина – люди непосредственные и одновременно опосредованные. Рассказ вызывает чувство восхищения той предельно графической точностью, с которой созданы образы даже самых что ни на есть эпизодических фигур. И чувство горечи – куда ни кинь, везде клин. Человек предоставлен самому себе и родной природе. Общество сузилось до застольного круга, что сегодня типично. Актуальный парадокс: глобализация, объединяя интересы «больших», лишила смысла жизни «маленьких» людей. Отсюда всего шаг к беспробудному маргинальному существованию, что и происходит в наши дни со многими соотечественниками, в частности в заброшенных деревнях. Ладно, город, у него свои язвы. Как принято называть, «сельская глубинка» поражает больше всего тем, что здесь губятся чистые души, пьянея и в ленивой апатии теряя свою человеческую сущность. То главное, зачем пришел в этот мир человек – созидательную основу личного бытия. «… Не только с поля-огорода делилась сущею едой, но кровь огромного народа своей питала чистотой», - всплывают в памяти стихи Глеба Горбовского («Русская деревня»).
В строке Виктора Ружина нет слов лишних, а каждое, составляющее её лексическую канву, обладает смысловой ёмкостью. Подкупает лаконизм, сдержанный тон повествования, позволяющий читателю прочувствовать напряжение общей драмы и безнадежную личную пассивность каждого из героев, закамуфлированную внешней бесстрастностью слов. Замечательно передан колорит местного говора, выдержано стилевое единство авторской речи и диалогов.
Но вернемся к впечатлениям, не менее сущностным для читательского восприятия. Непутёвый Венька, «загребающий» и пускающий по ветру деньги, его апатичная мать, и лентяй- пьяница сожитель, всё окружение – что их ожидает? Духовное запустение. А ведь это живые люди, и если когда-то об отшельниках Лыковых заботилась вся огромная страна, да и они сами были люди стойкие, кто позаботится сегодня о том, чтобы веньки пригодились там, где родились, а их матери не топили одиночество в паре с собутыльниками?
|
|